История района


По старому административному делению земель, мордовские населенные пункты Атяшевского края в XVII в. входили в состав Верхосурского, Верхалаторского, Низсурского и Чукальского станов Алатырского уезда, русские селения и поселения служивших людей (в т.ч. и мордовские) – в Саранский и Арзамасские  уезды. Основным административным центром  края являлся город  Алатырь (образован 1552г.), который ведался с уездом в Поместном Приказе  Большого дворца (в Нижегородском столе), а потом в Приказе Казанского дворца.
В 1708г., с разделением Петром 1 России на губернии, территория края в составе Алатырского уезда была включена в состав Казанской губернии, а в 1717 г. в границах Алатырской провинции – в Нижегородскую губернию.  По жалованной грамоте Екатерины II было образовано Симбирское наместничество из 13 уездов, в т.ч. Алатырского и Ардатовского с центром в г. Симбирск, до конца XVIII в. носившим название Синбирск. Значительная часть Атяшевских земель вошла с этого времени в состав Ардатовского уезда. Указом Павла I Симбирское наместничество было переименовано в губернию. Во второй половине XIX века было введено волостное управление. Образованы Атяшевская, Лобаскинская, Козловская, Керамсурская волости Ардатовского уезда, Паранеевская волость Алатырского уезда и т.д. В составе Симбирской губернии населенные пункты современного Атяшевского района находились вплоть до 1928г.
Начиная с весны 1924 г. Симбирская губерния  приступила к административно-территориальной реформе, известной под названием укрупнение волостей. Всего вместо 155 волостей в губернии были образованы только 52. В это же время из Паранеевской волости в Алатырский уезд были переданы населенные пункты: Паранеи, Дюрки, Вишневые Манадыши, Мордовские Дубровки, Сабанчеево, Капасово, а из Русско-Сыресинской волости – села Алово и Мордовские Сыреси.
В самом начале 1925 г. Чувашская Республика возбудила перед Всероссийским центральным исполнительным комитетом  ходатайство о включении в ее состав значительной части Алатырского уезда, вместе с городом Алатырь. Мотивом для этого послужило то, что якобы «республика не может нормально развивать свою хозяйственную деятельность и что для придания ей наибольшего хозяйственного равновесия необходимо подвести под хозяйство твердую экономическую базу». 20 июля 1925г. ВЦИК, рассматривая ходатайство, постановил передать в Чувашию город Алатырь с прилегающими волостями.
Атяшевский район был образован 16 июля 1928 года в связи с учреждением Мордовского округа Средневолжской области.       
В состав Атяшевского района входили сельские Советы: Атяшевский, Батушеский, Селищинский, Капасовский,  Ушаковский, Сосуновский, Алашеевский, Паранейский, Пиксясинский, Сабанчеевский, Тарасовский, Большеманадышский, Тетюшский, Вечерлейский, Ахматовский, Шейн-Майданский.
На основании Постановления ВЦИК от 16 июля 1928 года был образован Исполком Атяшевского районного Совета народных депутатов Мордовской АССР, который  до 1930 года носил название  «Исполнительный комитет Атяшевского районного Совета  рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Мордовского округа Средневолжской области».
В 1930 году на основании постановления ВЦИК от 10 января 1930 года Мордовский округ был преобразован в Мордовскую автономную область Средневолжского края и исполком Атяшевского районного Совета до 1934 года назывался  «Исполнительный комитет Атяшевского районного Совета  рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов  Мордовской автономной области». В его состав входили: Атяшевский, Батушеский, Капасовский, Ушаковский, Сосуновский, Селищинский, Алашеевский, Паранейский, Пиксясинский, Сабанчеевский, Тарасовский, Большеманадышский, Тетюшский,  Вечерлейский, Дадский, Ахматовский, Шейн-Майданский, Андреевский, Ведянский, Жабинский, Каменский, Керамсурский, Киржеманский, Козловский, Лобаскинский, Наборно-Сыресевский, Низовский, Новочукальский, Парадеевский, Пилесевский, Покровский, Тазнеевский, Челпановский сельские Советы.
На основании постановления ВЦИК от 20 декабря 1934 года Мордовская автономная область была преобразована в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику и районный Совет до 1936 года назывался «Атяшевский районный Совет  рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Мордовской АССР».
С 1936г. по 1963г. с принятием Конституции СССР районный Совет стал называться «Атяшевский районный Совет  депутатов трудящихся Мордовской АССР». На основании постановления ВЦИК от 10 мая 1937 года был образован Козловский район и сельские Советы: Андреевский, Ведянский, Жабинский, Каменский, Керамсурский, Лобаскинский, Наборно-Сыресевский, Новочукальский, Парадеевский, Пилесевский, Покровский,  Тазневский,  Челпановский, были выделены из Атяшевского района в Козловский, а сельские Советы – Аловский, Дюркинский, Манадышский-3-й из Ардатовского района перечислены в границы Атяшевского района. В 1954 году на основании Указа Президиума Верховного Совета  РСФСР от 18 июля 1954 года были объединены следующие сельские Советы: Ушаковский и Сосуновский в один Ушаковский сельский Совет, Селищинский и Алашеевский в один Селищинский сельский Совет, Паранейский и Пиксясинский в один Паранейский сельский Совет, Дюркинский и Манадышский в один Дюркинский сельский Совет, Сабанчеевский и Тарасовский в один Сабанчеевский, Большеманадышский и Тетюшский в один Большеманадышский сельский Совет, Вечерлейский, Дадский и Ахматовский в один Вечерлейский сельский Совет, Атяшевский и Батушеский в один Атяшевский сельский Совет, Шейн-Майданский и Маломанадышский в один Шейн-Майданский сельский Совет.
В 1959 году на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 марта 1959г. был упразднен Козловский район. Часть территории Козловского района была передана в состав Атяшевского района. В состав Атяшевского района вошли следующие сельсоветы: Каменский, Манадышский, Покровский, Андреевский, Вежнечукальский, Киржеманский, Козловский, Лобаскинский.
В 1963 году на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963г. был образован Атяшевский сельский район и исполнительный комитет районного Совета до 1965 года назывался: «Исполком Атяшевского районного (сельского)  Совета депутатов трудящихся Мордовской АССР». В состав его вошли Атяшевский район, кроме Манадышского сельсовета и деревень Спасские Мурзы и Анютино Покровского сельсовета; Дубенский район; Тархановский сельсовет Ичалковского района.
На основании Указа Президиума Верховного Совета Мордовской АССР от 29 октября 1963 года населенные пункты Атяшево и с. Кулясово были объединены в один населенный пункт – поселок Атяшево, который был отнесен к категории рабочих поселков. Кулясовский сельский Совет депутатов трудящихся был преобразован в Атяшевский поселковый Совет депутатов  трудящихся.
На основании Указа Президиума Верховного Совета Мордовской АССР от 9 марта 1964 года село Паранеи было передано из Паранейского сельсовета в состав Дюркинского сельсовета Атяшевского сельского района, центр Паранейского сельсовета переведен из села Паранеи в село Пиксяси,  Паранейский сельсовет переименован в Пиксясинский сельсовет и предан из Атяшевского сельского района в состав Ардатовского сельского района. Село Луньгинский Майдан Покровского сельсовета Атяшевского сельского района переведено в состав Ардатовского сельского района. Тархановский сельсовет передан в Ичалковский сельский район.
На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года Атяшевский сельский район был преобразован в Атяшевский район. Поэтому исполком стал называться «Исполнительный комитет Атяшевского районного Совета депутатов трудящихся Мордовской АССР» с подчинением Верховному Совету Мордовской АССР и Совету Министров Мордовской АССР.
15 января 1965 года был образован новый Дубенский район и сельсоветы – Ардатовский, Дубенский, Енгалычевский, Кабаевский, Кайбичевский, Кочкуровский, Ломатский, Налитовский, Николаевский, Поводимовский, Чеберчинский были переданы из Атяшевского района в Дубенский. Районный Совет с 1965г. по 1977г. назывался: «Атяшевский районный Совет депутатов трудящихся Мордовской АССР».
На основании Указа Президиума Верховного Совета МАССР от 14 июня 1965г. был образован Наборно-Сыресевский сельсовет, в состав которого были переданы с.Наборные Сыреси из Козловского сельсовета и с. Чукалы-на-Нуе из Вежне-Чукальского сельсовета. А на основании Указа Президиума Верховного Совета МАССР от 24 ноября 1967 года был образован Тарасовский сельсовет с центром в селе Тарасово. Село  Тарасово в Тарасовский сельсовет было передано из Сабанчеевского сельсовета.
Надо отметить, что все существующие сельсоветы и вновь образованные в своей деятельности подчинились исполкому Атяшевского  районного Совета депутатов трудящихся. А исполком подчинялся Верховному Совету МАССР и Совету Министров МАССР. При исполкоме райсовета были следующие отделы: финансовый, народного образования, управления сельского хозяйства, социального обеспечения, плановая комиссия, общий отдел, отдел культуры, отдел милиции и др. Исполкому райсовета подчинялись: поселковый Совет, 21 сельсовет, колхозы, два совхоза и все промышленные предприятия, расположенные на территории района. При исполкоме райсовета были образованы постоянные комиссии: по бытовому обслуживанию населения, по строительству и коммунальному хозяйству, по сельскому хозяйству и охране природы, по делам молодежи, по народному образованию и культуре, по социалистической законности и охране общественного порядка, по промышленности, связи и транспорту, бюджетно-финансовая. С 12 января 1965 года по 7 октября 1977 года исполком носил название: «Исполнительный комитет Атяшевского районного Совета депутатов трудящихся Мордовской АССР» с подчинением Верховному Совету МАССР и Совету Министров МАССР.
7 октября 1977 года на внеочередной 7-ой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция (Основной Закон) ССР. В связи с этим произошли изменения в деятельности Советов депутатов трудящихся. Исполком стал называться «Исполнительный комитет Атяшевского районного Совета народных депутатов Мордовской АССР» с подчинением Верховному Совету Мордовской АССР и Совету Министров Мордовской АССР. Такое название исполком носил до 7 декабря 1990 года.
7 декабря 1990 года на 4-ой сессии Верховного Совета Мордовской АССР двенадцатого созыва была принята Декларация  о государственно-правовом статусе Мордовской Советской Социалистической Республики, Мордовская АССР была преобразована в Мордовскую ССР. В связи с этим исполком получил название «Исполнительный комитет Атяшевского районного Совета народных депутатов Мордовской ССР» с подчинением Верховному Совету МССР и Совету Министров МССР.
4 марта 1990 года прошли выборы  в Советы всех уровней, ознаменовавшие новый этап политической реформы. На 1-ой сессии районного Совета народных депутатов 21-го созыва были признаны полномочия 75 депутатов районного Совета  по всем избирательным округам. При районном Совете были образованы постоянные комиссии:
планово-бюджетная;
по вопросам труда, цен и социальной политики;
по промышленности, транспорту и связи;
по аграрным вопросам и продовольствию;
по вопросам законодательства, законности и правопорядка;
по строительству и производству строительных материалов;
по вопросам работы Совета народных депутатов, развитию управления и самоуправления;
по вопросам экологии, рационального использования природных ресурсов и благоустройству;
по здравоохранению, социальному обеспечению, делам женщин, охране семьи, материнства и детства;
 по народному образованию, культуре, воспитанию и делам молодежи;
 по товарам народного потребления,  торговле, коммунально-бытовым и другим услугам населению.
Решением этой же сессии при районном Совете был образован Президиум районного Совета народных депутатов в составе 13 человек. На заседаниях Президиума рассматривались  такие вопросы как:  утверждение плана работы Президиума, районного Совета,  рассмотрение наказов избирателей народным депутатам РСФСР, МАССР, районного Совета,  вопросы о созыве сессий Советов всех уровней,   об основных направлениях социально-экономического развития района, о состоянии экономики района, о бюджете района и его исполнении и другие вопросы.
На этой же сессии был утвержден исполнительный комитет районного Совета народных депутатов. Были  образованы отделы исполкома: финансовый, планово-экономический, народного образования, культуры, внутренних дел,  продовольствия, архитектуры и градостроительства, по труду и социальным вопросам, районный архив, ЗАГС, комитет по физкультуре и спорту, охране природы, штаб ГО, организационный, управление делами, комитет народного контроля, главный врач по вопросам здравоохранения в районе (гл. врач ЦРБ). При исполкоме райсовета были образованы комиссии: по делам несовершеннолетних, по борьбе с пьянством и алкоголизмом, административная и наблюдательная.
27 декабря 1990 года 4-ая сессия районного Совета народных депутатов 21-го созыва вынесла на повестку дня вопрос «О выполнении Постановления Верховного Совета Мордовской АССР от 17 октября 1990 года «О совершенствовании структуры местных Советов народных депутатов» и «О наделении председателя районного совета полномочиями руководителя исполнительного органа власти». Районный Совет единогласно принимает решение о совмещении  должности председателя районного Совета народных депутатов и председателя исполнительного комитета.
На этой же сессии утверждается положение «О Малом Совете народных депутатов» и «О местном самоуправлении в районе». Малый Совет должен был осуществлять в период между сессиями полномочия районного Совета за исключением вопросов, решаемых в соответствии с законодательством РСФСР, исключительно на сессиях Совета. Малый совет осуществлял свои полномочия путем принятия решений.
Решением 12-ой сессии районного совета народных депутатов 21- созыва от 10 марта 1992 года была прекращена деятельность Президиума районного Совета народных депутатов.
Решением 14-ой сессии районного Совета 21-го созыва от 27 июля 1992 года, было утверждено разграничение полномочий районного Совета, малого Совета и исполнительного комитета районного Совета в сфере земельных отношений.
На основании статьи 29 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» и решения внеочередной 15-ой сессии Атяшевского районного Совета народных депутатов 21-го созыва от 22 октября 1992 года «О прекращении  полномочий исполнительного комитета районного совета народных депутатов» исполнительно - распределительные функции были переданы Администрации района. Одновременно утратило силу решение 4-ой сессии  районного Совета от 27 декабря 1990 года «О наделении председателя районного совета полномочиями руководителя исполнительного органа власти». В связи с образованием Администрации района Указом Президента Мордовской ССР назначается Глава Администрации Атяшевского района. Им стал А.В. Воробьев.
Итак, впервые произошло разделение власти на представительную (Совет народных депутатов) и исполнительно-распорядительную (районная администрация, Глава районной администрации).
Постановлением Главы администрации от 23 октября 1992 года №1 был упразднен аппарат исполкома районного Совета с сохранением полномочий отделов и служб до оформления структурных подразделений районной администрации. Одновременно, распоряжением от 26 октября 1992 года №1 основные средства, находящиеся на балансе исполкома райсовета, были переданы в собственность районной администрации (здания со всеми прилегающими постройками и сооружениями, гаражи, автомобили).
19 ноября 1992 года 16-я сессия районного Совета депутатов утверждает структуру районной администрации.  Согласно Закона «О местном самоуправлении в РФСР» на этой же сессии были утверждены начальники отделов администрации района: финансового, культуры, народного образования, внутренних дел, социально-экономического отдела, главный врач района и др. При районной администрации были образованы комиссии: административная, по делам несовершеннолетних, наблюдательная.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года №1617 «О реформе представительных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации» и от 26 октября 1993 года №1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением Главы Атяшевской районной администрации от 2 ноября 1993 года «О реформировании представителей власти в Атяшеском районе» была прекращена деятельность Совета народных депутатов всех уровней. Их функции были переданы соответствующим местным администрациям. Председатели  исполнительных комитетов Совета народных стали соответственного Главами местных администраций. Местные администрации явились правопреемниками имущества и финансов соответствующих Советов народных депутатов.
К этому времени в состав Атяшевского муниципального района входили 21 сельсовет и рабочий поселок. Административным центром района являлся рабочий поселок  Атяшево.
В систему органов местного самоуправления районного уровня входили:
а) Атяшевский районный Совет депутатов,
б) Глава местного самоуправления,
в) Районная администрация,
г) Органы территориальных общественных самоуправлений,
д) Сельские, уличные, домовые комитеты, Советы микрорайонов.
Глава местного самоуправления возглавлял районный Совет депутатов и районную администрацию, являлся выборным должностным лицом. Он избирался районным Советом депутатов по предложению Главы Республики Мордовия.
Районная администрация являлась исполнительно-распределительным органом местного самоуправления и была подотчетна районному Совету депутатов.
К компетенции районной администрации относится: организация исполнения законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации, правовых (законодательных) актов Республики Мордовия, решений районного Совета депутатов и Главы самоуправления района, организация реализации планов и программ развития района, разработка проекта районного бюджета, исполнение бюджета, управление хозяйством и социально-культурной сферой района, управление муниципальной собственностью и землями района, организация социальной защиты населения района, контроль за использованием территории района и инфраструктуры района.
Устав о местном самоуправлении Атяшевского района был зарегистрирован в Министерстве юстиции 10 ноября 1995 года №10.
С 23 октября 1992 года по 25 января 1994 года местная Администрация имела наименование «Администрация Атяшевского района Мордовской ССР».
На 17-ой сессии Верховного Совета Мордовской ССР 25 января 1994 года был принят Закон о переименовании Мордовской ССР в Республику Мордовию.
В связи с этим исполнительно-распорядительный орган Атяшевского муниципального района получил название – Администрация Атяшевского района Республики Мордовия.
В соответствии с законом Республики Мордовия от 8 сентября 1994 года N 1431-XII  «О выборах Главы местного самоуправления»  в Атяшевском районе состоялись выборы Главы местного самоуправления.
В соответствии с Законом Республики Мордовия «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Мордовия «О местном самоуправлении в РМ» решением 16-ой сессии Атяшевского районного Совета депутатов от 13 декабря 1996 года в Устав местного самоуправления Атяшевского района были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми Глава местного самоуправления стал называться Главой района.
В структуру районной администрации вошли:  Глава района, два его заместителя – по промышленности и сельскому хозяйству; управляющий делами; начальники отделов: по организационной работе и связями с территориями; социально-экономического анализа; по труду и социальным вопросам; по архитектуре и градостроительству; по торговле, бытовому  обслуживанию и защите прав потребителей; по делам молодежи, физкультуры и спорта; по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям; комитет  по управлению муниципальным имуществом; муниципальный архив; районный ЗАГС; юрисконсульт; бухгалтерия.
При районной администрации функционировали комиссии: административная, по делам несовершеннолетних, по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.
15 февраля 1998 года в Республики Мордовия состоялись выборы Главы Республики Мордовия.
С 1998 года в Атяшевском районе Республики Мордовия начала формироваться  двухуровневая система местного самоуправления и новая система межбюджетных отношений  в их современном понимании.
На территории района:
1.    Местное самоуправление осуществляется на территории сельсоветов и рабочего поселка.
2.    Местное самоуправление осуществляется на территории района в целом.
Муниципальные образования каждого уровня (район, рабочий поселок, сельсовет) имели территорию; свой устав;  избираемый представительный и исполнительно-распределительный органы, которые возглавлял Глава муниципального образования, избираемый депутатами соответствующего представительного органа из своего состава; объекты собственности; принимал  и исполняет свой бюджет.
Районные органы местного самоуправления оказывали консультативно- методическую помощь органам местного самоуправления поселка, сельсоветов, проводили обучение Глав поселка, сельсоветов, их заместителей в постоянно действующем правовом семинаре.
Межбюджетные отношения между муниципальными образованиями различных уровней складываются таким образом, что формируется консолидированный бюджет района.
Источники доходов между муниципальными образованиями ежегодно разграничивались Законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Атяшевского района, дотационные. Республика дотировала из своего бюджета бюджет района, район выделял дотацию из районного бюджета бюджетам поселка и сельсоветам в зависимости от выполнения показателей социально-экономического развития.
Показатели социально-экономического развития определялись по методике, ежегодно составляемой Министерством экономики республики.
При утверждении бюджета района на очередной финансовый год утверждается и прогноз социально-экономического развития.
Предметы ведения между муниципальными образованиями разграничивались в соответствии с Законом Республики Мордовия от 20 декабря 1999 г. N 61-З  «О разграничении предметов ведения объектов собственности и источников доходов между муниципальными образованиями в Республике Мордовия», который предусматривал, что разграничение предметов ведения между муниципальными образованиями районов и муниципальными образованиями, находящимися в границах их территорий, устанавливается договором, заключаемым между указанными муниципальными образованиями . В договоре  определялись:
а) перечень вопросов местного значения, находящихся  исключительно в компетенции органов местного самоуправления района, города, села, поселка, сельсовета;
б) перечень вопросов местного значения, находящихся в совместном ведении муниципальных образований.
Предметы ведения местного самоуправления, установленные статьей 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» были распределены таким образом, что каждое муниципальное образование осуществляло полномочия по:
1)    принятию изменению устава, контролю его соблюдения;
2)    владению, пользованию и распоряжению собственностью муниципального образования;
3)    формированию, утверждению и исполнению бюджета муниципального  образования;
4)    утверждению прогноза комплексного социально-экономического развития муниципального образования на год.
Органы местного самоуправления района утверждали долгосрочные программы комплексного социально-экономического развития, осуществляли, контроль за  деятельностью органов охраны общественного порядка, регулирование планировки застройки территории района, создавали условия для жилищного и социально-культурного строительства, осуществляли контроль за использованием земель на территории района, осуществляли регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, организацию ритуальных услуг,  организацию и содержание муниципальных архивов, организацию  транспортного обслуживания населения и обеспечение населения услугами связи, обеспечение социальной поддержки и содействие занятости, создание условий для деятельности средств массовой информации района.
В исключительном ведении муниципальных образований сельсоветов и рабочего поселка находились следующие вопросы: благоустройство и озеленение территории муниципального образования, организация утилизации и переработки бытовых отходов, содержание мест захоронения, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, создание условий для организации зрелищных мероприятий.
В решении вопросов совместного ведения каждое муниципальное образование имело свои полномочия.
К совместному ведению муниципальных образований относились:
1. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений  дошкольного основного общего образования.
Районный орган управления образованием обеспечивал организацию работы образовательных учреждений, находящихся на территории района, оказывал методическую помощь, организовывал проведение аттестации, районных олимпиад, в ведении района находились вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений дополнительного образования детей. Органы местного самоуправления поселка, сельсоветов отвечали за содержание и развитие расположенных на их территории муниципальных учреждений дошкольного, основного общего образования.
2. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения.
За счет средств бюджетов поселка и сельсоветов содержались фельдшерско-акушерские пункты. Район отвечал за содержание центральной районной больницы, сельских амбулаторий и санитарное благополучие населения.
3.    Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-,  тепло- и водоснабжения и канализации.
В ведении района находились вопросы планирования и организация работ по созданию и развитию сетей энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации, содержание сетей, находящихся в собственности района. Органы местного самоуправления рабочего поселка, сельсоветов организуют работы по созданию сетей энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации внутри населенных пунктов.
4. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений твердым топливом. Органы местного самоуправления района организовывали поставки твердого топлива в необходимом количестве на территории района.
Органы местного самоуправления сельсоветов, поселка определяли потребности населения, проживающего на территории муниципального образования, организовывали доставку топлива нуждающимся в нем жителям.
5.  Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения. Вопросы дорожного строительства, содержание дорог внутри населенных пунктов – компетенция сельсоветов и поселка. Дорожное строительство и содержание дорог, расположенных на территории района вне населенных пунктов – компетенция района.
6. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.  Район отвечал за развитие торговли, питания и бытового обслуживания на территории района в целом. Органы местного самоуправления сельсоветов, поселка отвечали за обеспечение населения услугами торговли в каждом населенном пункте.
7. Создание условий для развития физической культуры и спорта. Поселок и сельсоветы отвечали за организацию и содержание спортивных площадок, спортивных залов на территории муниципального образования, организовывали и  финансировали выезд спортивных команд муниципальных образований и спортсменов, проживающих на территории муниципальных образований на спортивные соревнования.
Район обеспечивал работу спортивных сооружений, находящихся в его собственности, работу спортивных кружков и секций, проведение спортивных соревнований, выезд районных спортивных команд на спортивные соревнования.
8. Создание условий для деятельности учреждений культуры. Органы местного самоуправления района организовывали и финансировали работу учреждений культуры, находящихся в муниципальной собственности района, оказывали методическую  помощь учреждениям культуры, сельсоветов и поселка, предоставляли в пользование имеющиеся материальные ресурсы.
Органы местного самоуправления сельсоветов и поселка финансировали, организовывали работу муниципальных учреждений культуры, находящихся в их собственности.
9. Обеспечение противопожарной безопасности.
Каждое муниципальное образование обеспечивало противопожарную безопасность в муниципальных учреждениях и на муниципальных предприятиях, находящихся в его собственности. Районные органы местного самоуправления отвечали, кроме того, за проведение противопожарной пропаганды в средствах массовой информации района, обеспечивали взаимодействие с пожарной службой, находящейся на территории Атяшевского района.
К органам местного самоуправления Атяшевского района относились:

  • районный Совет депутатов;
  • Глава района;
  • Районная администрация.

Районный Совет депутатов состоял из 30 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.

Структура районного Совета депутатов утверждается районным Советом депутатов.
Районный Совет депутатов для осуществления своей деятельности образовывал комитеты, постоянные или временные депутатские комиссии и депутатские группы.
Глава района – выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района.
Глава района возглавлял районный Совет депутатов и районную администрацию.
Глава был подотчетен непосредственно населению и районному Совету депутатов.
Глава района избирался районным Советом депутатов из своего состава на срок его полномочий. Предложения о кандидатуре (кандидатурах) на должность Главы района вносились депутатами на первой сессии вновь избранного районного Совета депутатов  в соответствии с Законом Республики Мордовия от 28 мая 2001 г. N 24-З "О порядке избрания главы муниципального образования из состава представительного органа местного самоуправления" . В соответствии с Законом Республики Мордовия от 10 июня 1996 г. N 19-З "О порядке избрания и досрочного прекращения полномочий главы района (города)", действовавшим до момента принятия Закон Республики Мордовия от 28 мая 2001 г. N 24-З, предложения о кандидатуре на должность Главы Атяшевского района вносились Главой Республики Мордовия.
Глава района избирался по усмотрению депутатов открытым или тайным голосованием.
Вновь избранный Глава района в течение месяца со дня своего избрания представлял на утверждение районному Совету депутатов должности, учреждаемые для обеспечения решения вопросов местного значения и кандидатуры на их замещение.
Полномочия Главы района подразделялись на:

  1. полномочия Главы района по решению вопросов местного значения;
  2. полномочия Главы района по работе в районном Совете депутатов;
  3. полномочия Главы района по руководству районной администрацией.

Глава района возглавлял районный Совет депутатов, председательствовал на его и реализовывал полномочия депутата.
Глава района формировал районную администрацию и руководил ею.
 К моменту принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ в структуру Администрации, возглавляемую Главой района входили:

  • Первый заместитель Главы района по работе в администрации – Начальник Управления сельского хозяйства;
  • Заместитель Главы по вопросам строительства, транспорта, связи;
  • Управляющий делами Администрации района.

Кроме того, непосредственного Главе подчинялись:

  • Заведующий финансовым отделом;
  • Заведующий социально-экономическим отделом.

Первый заместитель руководил работой Управления сельского хозяйства, исполнял обязанности Главы района в период его отсутствия.
Заместитель Главы района по вопросам строительства, транспорта, связи, курировал работу отделов: архитектуры и градостроительства, социальной защиты населения, образования, ГО и ЧС; комитетов: по делам молодежи и спорту, по управлению имуществом и приватизации жилья; контролировал деятельность руководителей муниципальных предприятий района.
Управляющий делами руководил работой аппарата Администрации Атяшевского района, курировал работу:

  • организационного отдела,
  • отдела ЗАГС,
  • муниципального архива,
  • юрисконсульта Администрации Атяшевского района.

7 декабря 2003 года в районе состоялись выборы депутатов законодательных и представительных органов всех уровней, в том числе и выборы депутатов Атяшевского районного Совета депутатов.
Выборы Совета депутатов состоялись 7 декабря 2003 года. В соответствии со статьей 36 Федерального закона №131-ФЗ, Глава муниципального образования не мог быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации, а Глава муниципального образования, избираемый представительным  органом муниципального образования из своего состава является по должности его Председателем.
В связи с этим по рекомендации Аппарата Главы Республики на первой сессии Совета депутатов из числа депутатов был избран Глава муниципального образования Атяшевский район, возглавивший Совет депутатов. Позднее в связи с принятием 28 января 2004 г. Закона Республики Мордовия  N 6-З "О наименованиях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Республике Мордовия" должность Главы муниципального образования переименована. Глава муниципального образования Атяшевский район стал называться Председателем Совета депутатов Атяшевского района.
 Одновременно был назначен исполняющий обязанности Главы Администрации и объявлен конкурс на замещение должности Главы Администрации, утверждены условия контракта в части, касающейся осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, были назначены 4 члена конкурсной комиссии.
5 февраля 2004 года Советом депутатов Атяшевского района по результатам конкурса Главой Администрации Атяшевского муниципального района был назначен Сурков Михаил Алексеевич.
Глава Администрации представил на утверждение Совета депутатов Атяшевского района структуру Администрации, в соответствии с которой Глава Администрации  имел 3 заместителей:
одного Первого заместителя, осуществляющего полномочия Главы администрации в период отсутствия Главы и возглавляющего управление сельского хозяйства;
Заместителя Главы, курирующего социальные вопросы, вопросы строительства транспорта и связи в районе;
Руководителя аппарата Администрации, обеспечивающего организацию работы аппарата Администрации Атяшевского района.
В структуру Администрации входили 6 управлений и 7 отделов.
В Совете депутатов были образованы 4 постоянные комиссии бюджетно-финансовая, по вопросам местного самоуправления, по социальным вопросам, по вопросам социально-экономического развития и предпринимательства и депутатская фракция  политической партии «Единая Россия».
7 декабря 2003 года также состоялись выборы в представительные органы поселений. Численность депутатов в представительных органах рабочего поселка и сельсоветов от 15 до 7 человек.
В 2004-2007 году в 5 муниципальных образованиях, в которых численность населения превышала 1000 человек: Атяшевское городское поселение, Атяшевское сельское поселение, Аловское сельское поселение, Киржеманское сельское поселение и Сабанчеевское сельское поселение, совет депутатов и муниципальное образование возглавлял председатель совета депутатов, а местную администрацию – глава Администрации.
В остальных сельских поселениях сохранилась структура органов местного самоуправления существовавшая до проведения выборов.
    В сельсоветах с численностью менее 1000 человек, в соответствии с Уставами представительными органами из своего состава были избраны Главы сельсоветов.
    Глава сельсовета руководил деятельностью Администрации и Совета депутатов.
Структура Администрации была утверждена Советом депутатов по представлению Главы сельсовета.
28 декабря 2004г. был принят Закон Республики Мордовия №117-З  «Об установлении границ муниципальных образований Атяшевского района, муниципального образования Атяшевский район и наделении статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района». Этим Законом  муниципальное образование Атяшевский район наделено статусом муниципального района.
В состав Атяшевского района входит 21 муниципальное образование наделенное статусом сельского поселения и муниципальное образование наделенное статусом городского поселения – рабочий поселок Атяшево.
 В связи с этим в Устав Атяшевского района внесены изменения. Вопросы местного значения Атяшевского района были определены в соответствии со  статьей 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Объекты собственности определены в соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
30 июля 2005 года Советом депутатов Атяшевского района был принят Устав Атяшевского муниципального района, который был введен в действие с  1 декабря 2006 года.
С 1 января 2006 года Атяшевский район называется Атяшевским муниципальным районом, сельсоветы – сельскими поселениями, а муниципальное образование рабочий поселок Атяшево стало Атяшевским городским поселением. 
В состав Атяшевского муниципального района входят муниципальные образования наделенные статусом сельского поселения: Аловское сельское поселение, Андреевское сельское поселение, Атяшевское сельское поселение, Большеманадышское сельское поселение, Вежне-Чукальское сельское поселение, Вечерлейское сельское поселение, Дюркинское сельское поселение, Каменское сельское поселение, Капасовское сельское поселение, Киржеманское сельское поселение, Козловское сельское поселение, Лобаскинское сельское поселение, Мордовско-Сыресевское сельское поселение, Наборно-Сыресевское сельское поселение, Покровское сельское поселение, Русско-Дубровское сельское поселение, Сабанчеевское сельское поселение, Селищинское сельское поселение, Тарасовское сельское поселение, Ушаковское сельское поселение, Шейн-Майданское сельское поселение и муниципальное образование наделенное статусом городского поселения - Атяшевское городское поселение.
Каждое муниципальное образование приняло новую редакцию устава.
Представительные органы действующего состава были сформированы на выборах, состоявшихся в декабре 2007 года.
Главой Администрации Атяшевского муниципального района Сурков Михаил Алексеевич был назначен 7 февраля 2008 года Советом депутатов Атяшевского района по результатам конкурса.
Председатель Совета депутатов осуществляет свою деятельность на непостоянной основе, за осуществление своей деятельности он получает денежное вознаграждение в размере должностного оклада Главы администрации.
 В Совете депутатов образованы 4 постоянные комиссии бюджетно-финансовая, по вопросам местного самоуправления, по социальным вопросам, по вопросам социально-экономического развития и предпринимательства
2 декабря 2007 года также состоялись выборы в представительные органы поселений. Численность депутатов в представительных поселений от 15 до 7 человек.

После выборов 2 декабря 2007 года структура органов местного во всех сельских поселениях одинаковая:

  •     глава муниципального образования – глава сельского поселения избираемый представительными органами из своего состава;
  •     представительный орган муниципального образования – совет депутатов сельского поселения.
  •     исполнительно-распорядительный орган муниципального образования- Администрация сельского поселения.–


© Администрация Атяшевского муниципального района, 2009.
431800, РМ, р.п. Атяшево, ул. Центральная, д. 8

8 (83434)
2-30-38
Электронная почта: atadm2@moris.ru
Яндекс.Метрика